В вечном круговороте человеческих отношений постоянно возникают ситуации, когда человек чувствует необходимость оказать воздействие на другого или, наоборот, ощущает воздействие на себя. Если такое действие направлено на подсознание – это внушение. Воздействие же прямое, оказываемое посредством аргументов и обращённое к сознанию, называется убеждением.
Содержание
Убеждение – мягкая форма влияния
Д.Карнеги писал, что существует единственный способ побудить человека к действию: сделать так, чтобы он сам захотел это сделать.
В настоящее время искусство манипуляции достигло небывалых высот. Это и социальное влияние при помощи средств массовой информации, и реклама, и маркетинг. Не всегда эти методы направлены во благо. Однако есть сферы деятельности, в которых умение убеждать просто необходимо: это педагогика, психология, социология, менеджмент, юстиция. Конечно, даром убеждения обладает далеко не каждый.
Если в силу профессиональных обязанностей или других обстоятельств это необходимо, искусство убеждения нужно в себе воспитывать. Существуют определённые правила, следуя которым можно выработать способность убеждать людей в своей правоте и побуждать к действию.
Психология выделяет четыре элемента процесса убеждения. Первый – это источник сообщения («агент влияния»), второй – непосредственно сообщение, третий – обстоятельства, при которых передано сообщение, и четвёртый – человек, которому адресовано это сообщение (рецепиент). На практике же возникает немало нюансов: если источник сообщения не нравится рецепиенту, вызывает внутренний протест и не вызывает доверия – попытка убеждения не увенчается успехом.
Примечательно, что этот закон не действует при сообщении положительного характера. Если человек получает радостное известие, ему безразлично, кто именно его сообщил.
Правила убеждения
- для достижения результата убеждения рекомендуется сначала выдвигать сильные аргументы, затем сгладить впечатление средними, и потом воспользоваться самым сильным;
- простой, но эффективный метод: задавать вопросы, на которые собеседник определённо даст положительный ответ, и затем задать главный вопрос;
- чем больше авторитет и выше статус убеждающего, тем действеннее его аргументы;
- необходимо учитывать интересы людей, их потребности и аппелировать к ним.
Применяя данные рекомендации, следует учитывать определённые закономерности. Так, принцип взаимности использует стремление человека отблагодарить за оказанную услугу (ты – мне, я – тебе).
Принцип последовательности срабатывает, если человек уже сделал первый шаг, он чувствует обязанность закончить начатое. Очень сильно действует принцип социальной значимости: люди выбирают то, к чему склонилось большинство.
Внутреннее убеждение
Особое внимание следует уделить внутреннему убеждению, которое возникает, если какая-либо мысль под влиянием обстоятельств овладевает человеком настолько, что отвергает все разумные доводы. Психологи называют это явление ментальной проекцией. Хорошо, если эта мысль позитивна и конструктивна. Однако очень часто человек чрезмерно реагирует на обстоятельства и возникает своеобразная цепная реакция. Например, он чувствует себя никому не нужным. Как следствие: можно быть счастливым, только когда ты нужен. Далее: если я не нужен, значит, я несовершенен, у меня много недостатков, я недостоин любви.
Такая установка крайне негативно действует на психику, повергая человека в уныние и депрессию. Если подобное состояние уже полностью захватило личность, требуется помощь специалиста. На более лёгкой стадии человек может волевым усилием избавиться от подобного убеждения, необходимо только осознать, что настоящие проблемы не в событиях, а в переживаниях. Человека, разумно воспринимающего происходящее, такие мысли не захватывают полностью и не развиваются до драмы.
Убеждение и воспитание
Практика убеждения чрезвычайно важна в процессе воспитания детей. Диктат, авторитаризм родителей и педагогов либо подавляют ребёнка, лишая его самостоятельности и инициативы, либо вызывают внутренний протест и озлобление. Убеждение, напротив, способствует правильному выбору, развивает логическое мышление. Ребёнок учится оценивать события и делать верные выводы. Во взрослой жизни он сохранит эти навыки и станет разумным, уравновешенным и успешным человеком.